Критерии выбора пути.

Еще раз повторим - у спортсмена нет возможности производить сложные расчеты и измерения. Чем же руководствоваться при сравнении вариантов? При выборе обходных вариантов по дорогам надо опираться на цифры. Участки "белого" леса следует обходить по дорогам при обходном коэффициенте не более 1,2. Участки первой градации проходимости - при обходном коэффициенте не более 1.5-1.6, а участки второй "зеленки" рационально обходить по чистому лесу или по дорогам при двукратном (а иногда и трехкратном) удлинении пути.

Каждые 5 метров набора высоты на подъемах средней крутизны "удлиняют" путь на 25-30 метров по отношению к бегу по равнине, на более крутых подъемах эта величина может достигать 40 и даже 50 метров. Крутые Критерии выбора пути. спуски не дают преимущества в скорости, и даже наоборот, существенно замедляют движение. То же самое относится к траверсам крутых склонов.

Алгоритмы выбора вариантов.

Алгоритм выбора варианта на слабопересеченной местности с относительно хорошей проходимостью:

1.В первую очередь оцениваем наиболее короткий вариант.

2.Если этот вариант приемлем, на всякий случай быстро оцениваем обходные варианты. Останавливаемся на них только в том случае, если они дают достаточно очевидное преимущество.

3.Если прямой вариант неудобен для бега, более внимательно присматриваемся к обходным вариантам. Останавливаемся на прямом варианте только в том случае, если альтернативные варианты выглядят еще хуже.

Алгоритм выбора варианта в горной местности:

1.В первую очередь находим и оцениваем Критерии выбора пути. вариант с наименьшим набором высоты.
2.Если этот вариант не слишком длинный, рассматриваем его как основной, но на всякий случай оцениваем другие варианты. Останавливаемся на них только в том случае, если они дают достаточно очевидное преимущество, возможно, за счет более удобного бега по дорогам.

3.Если вариант с наименьшим набором высоты слишком длинный, неудобный для бега или проблематичен с точки зрения ориентирования, настойчиво ищем другие варианты. Останавливаемся на первом (с наименьшим набором высоты) только в том случае, если альтернативные варианты выглядят еще хуже.

Алгоритм выбора варианта в условиях плохой проходимости:

1.В первую очередь находим и оцениваем вариант, проходящий Критерии выбора пути. по дорогам или наиболее "чистым" участкам.

2.Если этот вариант не слишком длинный, рассматриваем его как основной, но на всякий случай оцениваем другие, более короткие варианты. Останавливаемся на них только в том случае, если проходимость участков, по которым проходит вариант, вполне удовлетворительная. Полностью отбрасываем сомнительные варианты, например, проходящие через 100% "зеленку".

3.Если основной вариант слишком длинный или проблематичен с точки зрения ориентирования, настойчиво ищем другие варианты. Останавливаемся на первом (наиболее удобном для бега) только в том случае, если альтернативные варианты выглядят еще хуже.

Помните то, о чем не раз упоминалось: хороший начальник дистанции всегда спланирует трассу так, что самый сложный вариант оказывается самым Критерии выбора пути. быстрым. Совершенствуйте свое техническое мастерство и смело идите на такие варианты.



Тактическое планирование этапа.

После того, как вариант бега до КП выбран хотя бы в общих чертах, необходимо определить,за счет чего он будет реализован. Тактическое планирование включает в себя определение технических приемов ориентирования, с помощью которых будет решаться задача скорейшего преодоления этапа до очередного КП, границ участков скоростного ориентирования, точного ориентирования, так называемой "переходной зоны", а также "точками атаки КП".

Главным противоречием в ориентировании является противоречие между скоростью бега и точностью ориентирования. Устранить его можно, разбив этап на две составные части - участок скоростного ориентирования и участок точного Критерии выбора пути. ориентирования. На первом участке основной задачей является поддержание высокой скорости бега с сохранением такого уровня надежности и точности ориентирования, который в дальнейшем позволит перейти к точному ориентированию без особых проблем. Иными словами, в начале этапа мы жертвуем точностью ради скорости, а в конце - скоростью ради точности. Так как точное ориентирование предполагает знание своего местоположения с малой степенью погрешности, а на участке скоростного ориентирования эта погрешность может достигать значительно большей величины, необходим переходной отрезок, задача которого состоит в уменьшении погрешности в определении своего местоположения до уровня, достаточного для безошибочного выхода на КП.

Прямым следствием тактического разбиения этапа является так называемый "принцип Критерии выбора пути. светофора", применяемый для регулирования скорости бега с ориентированием. На участке скоростного ориентирования горит зеленый свет, в переходной зоне - желтый, а при выходе на КП - красный. Так можно доходчиво объяснить, что в начале этапа скорость максимальная, по мере приближения к КП скорость снижается, а при выходе на КП во главу угла ставится точность, ради которой можно пожертвовать скоростью.

Данная схема тактического деления ("грубое" ориентирование - переход от "грубого" к "точному" ориентированию - "точное ориентирование) была предложена скандинавскими тренерами и полностью отвечает особенностям ориентирования на скандинавской местности, то есть в условиях среднепересеченной местности с однородной проходимостью, высокой плотностью ориентиров и слабо развитой Критерии выбора пути. дорожной сетью. В самом деле, если выигрышным является бег по прямой линии, то в начальной части такого этапа спортсмен может позволить себе ориентироваться с некоторой погрешностью и даже отклониться от прямой линии на несколько десятков метров. С точки зрения геометрии такое отклонение не приведет к существенному удлинению пройденного пути.

Так, например, на этапе длиной 1000м отклонение от прямой на 100м в сторону вплоть до середины этапа (с последующим выходом на КП по прямой) приведёт к тому, что пройденное расстояние составит 1020м. Двадцать метров "лишнего" пути не окажут заметного влияния на результат, особенно в том случае, когда отклонение было заранее Критерии выбора пути. спланировано с целью повышения надёжности выхода на промежуточную привязку при применении приёмов скоростного ориентирования (например, при беге в "мешок" или с "упреждением"). Однако если спортсмен отклонится от прямой линии на те же 100м непосредственно при выходе на КП, то "лишний" путь может составить 100м и более. Отсюда следует вывод, что точность выдерживания направления очень важна на заключительной части этапа, но не столь существенна в его начальной части. То же самое касается точности знания своего местоположения. В начале этапа даже при частичной потере контакта с картой у спортсмена есть время и пространство для того, чтобы определиться на местности, используя чёткие ключевые Критерии выбора пути. ориентиры. В заключительной части этапа, при выходе на КП, такие потери недопустимы, так как восстановление контакта с картой может произойти слишком поздно, в стороне от КП или позади него.

Чем ближе контрольный пункт, тем меньше допустимая погрешность в определении своего местоположения. Необходимая точность ориентирования при взятии КП определяется как размерами объекта КП, так и расстоянием, с которого он хорошо виден и может быть надёжно опознан. Естественно, что даже при самом точном способе ориентирования погрешность выхода на КП возрастает с удалением от исходного ориентира, следовательно, в качестве последней привязки для "атаки КП" должен быть выбран ориентир, сопоставимый по Критерии выбора пути. размерам с объектом КП. На точечный ориентир следует выходить только с точечного, на площадной ориентир можно выходить с площадного, размеры которого не превышают размеры объекта КП. Некоторые отступления от этого правила можно позволить только при очень хорошей видимости и сравнительно невысокой плотности однородных объектов в районе КП, да и то не всегда. Если в районе КП, расположенного, например, на камне, в пределах видимости находится несколько камней, вас не спасёт даже очень хорошая видимость в лесу, если не будет обеспечена точность выхода на КП. В самом деле, бегать среди камней и заглядывать за каждый из них - это не самый быстрый и надёжный Критерии выбора пути. способ взятия КП.

Запомните "золотое" правило: при выходе на КП с точки "атаки" обязательно проконтролируйте направление движения по компасу, даже если вы абсолютно уверены, что выйдете на КП и без помощи магнитной стрелки. Любое отклонение от прямой в непосредственной близости от КП - это лишний "довесок" к дистанции в виде нескольких десятков, а иногда и сотен метров.

Теперь вернёмся к сути вопроса - тактическому планированию. После того, как выбран самый быстрый вариант, следует определить "точку атаки КП" и способ ориентирования на заключительной части. Здесь выбор невелик - основных приёмов точного ориентирования всего два - "точный азимут" или "подробное чтение карты", причём чаще всего используется Критерии выбора пути. комбинированный приём, а именно, подробное чтение карты, подкрепляемое контролем направления по компасу с высокой степенью точности. Затем необходимо определить способ перехода от скоростного ориентирования к точному. Здесь возможны следующие варианты: заранее спланированный выход на "точку атаки" или определение "переходной зоны", в пределах которой необходимо свести погрешность местонахождения до минимума. То, какому из двух вариантов отдать предпочтение, зависит от конкретной ситуации. Если "точка атаки КП" представляет собой достаточно крупный и характерный ориентир, выход на который может быть осуществлён методами скоростного ориентирования, то следует пользоваться первым методом. Если же в районе, расположенном непосредственно перед КП, нет ярко выраженных, легко опознаваемых Критерии выбора пути. и достаточно крупных ориентиров, то надо воспользоваться вторым методом. Суть его состоит в том, что в пределах "переходной зоны" происходит постепенное снижение скорости, увеличение частоты обращения к карте и, как следствие, снижения погрешности местонахождения до уровня, позволяющего безошибочно выйти на КП. В этом случае можно говорить уже не о "точке атаки", а скорее о "зоне атаки КП". Первый вариант чаще используется на так называемой "европейской" или "континентальной" местности, второй - на местности "скандинавского" типа.

Последний шаг в тактическом планировании - выбор технического приёма скоростного ориентирования - не представляет труда, так как он полностью зависит от выбранного варианта - при беге по дорогам это Критерии выбора пути. "линейное" ориентирование, при беге напрямик - чаще всего "бег в направлении", подкрепляемый, как правило, выборочным или обобщающим чтением карты.

С точки зрения достижения максимально возможного результата участок точного ориентирования и "переходная зона" должны быть как можно меньше, и к этому надо, в принципе, стремиться, не нарушая при этом принципа безопасности ориентирования. Для соблюдения этого принципа необходимо оставить себе достаточное пространство перед КП для заблаговременного снижения скорости и повышения точности ориентирования.

Описанная выше схема может рассматриваться как общий случай тактического планирования, однако возможны как частные случаи, так и исключения из общих правил.

Во-первых, на отдельных этапах с решающим Критерии выбора пути. выбором варианта (особенно в горной местности) КП могут располагаться в очень простых ситуациях, практически не требующих перехода к точному ориентированию. Во-вторых, на коротких и сверхкоротких этапах участок скоростного ориентирования может вообще отсутствовать.
И, наконец, возможны комбинированные ситуации, когда в середине этапа находится некая ключевая точка, прохождение которой обязательно с точки зрения реализации выбранного варианта движения. Предположим, что посреди сравнительно длинного этапа, пробегаемого практически напрямик, расположен участок непроходимого леса, через который ведёт тропинка, хорошо заметная только на границе этого участка и внутри него. В этом случае начало тропинки можно рассматривать как некий дополнительный КП со всеми вытекающими последствиями, а Критерии выбора пути. именно, с необходимостью применения приёмов точного ориентирования в средней части этапа во избежание крупных потерь времени.


documentbaajbob.html
documentbaajiyj.html
documentbaajqir.html
documentbaajxsz.html
documentbaakfdh.html
Документ Критерии выбора пути.