РЕАЛИЗМ 571

к «победе» Р. над социальными иллюзиями и политич. консерватизмом, как это, в частности, показали Ф. Эн­гельс на примере Бальзака (см. там же, т. 37, с. 37) и В. И. Ленин на примере Л. Н. Толстого. Иск-во того или иного художника может быть порой глубже, правди­вее, богаче его социально-политич. и филос. взгля­дов, отмеченных сложными противоречиями (напр., И. С. Тургенев, Φ. Μ. Достоевский). Однако отсюда нельзя делать вывод, будто художеств. творчество не зависит от мировоззрения автора. В большинстве слу­чаев Р. связан с передовыми социальными движениями, возникает как художеств. выражение прогрессивных потенций общества. Ему зачастую свойственна откры­тая тенденциозность в выражении обществ РЕАЛИЗМ 571. идей, что отчётливо видно в высших проявлениях критич. Р. 19 в. и в особенности в Р. социалистическом, специфи­ка к-рого требует последовательной партийности.

Социальная почва Р. исторически изменчива. Но подъём реалистич. иск-ва, как правило, совпадает с периодами широких связей художеств. культуры с нар. массами. Это не означает, что Р. всегда выражает не-посредств. интересы трудящихся. Однако поскольку именно Р. доступен разносторонний охват жизни наро­да, важных обществ. вопросов, ему в высокой мере присуще качество народности.

Поскольку любая историч. форма Р. более всего открыта определ. сторонам и аспектам действительно­сти, чутка к тем или иным граням идеологии и РЕАЛИЗМ 571 психо­логии своей эпохи, она неизбежно оказывается истори­чески ограниченной. И эта ограниченность выступает каждый раз как внутренне присущая ей односторонность. Так, иск-во высокого Ренессанса «слепо» к обществ. антагонизмам и, наоборот, особенно охотно улавливает свойственные времени утопич. мечты о социальной гар­монии. Роман же критич. Р. 19 в., объективно прони­кая в жизнь бурж. общества, дал несравненные образ­цы художеств. исследования социальных антагониз­мов и сложной диалектики человеч. характеров. Т. о., задача анализа реалистич. иск-ва заключается не в том, чтобы механически отграничить его от некоего абстрактного «антиреализма». Такая позиция вульгар­на и догматична. Диалектика изучения Р. требует рас РЕАЛИЗМ 571­крытия его внутр. содержания, где нерасторжимы и завоевания в познании действительности, и исторически обусловленная ограниченность. В этом плане и может быть обнаружена логика «художеств. прогресса», подводящая в конце концов к иск-ву социалистического реализма.

• Днепров В., Проблемы Р., Л., 1961; Иезуи­тов А. Н., Вопросы Р. в эстетике Маркса и Энгельса, М.— Л., 1963; В а й м а н С. Т., Марксистская эстетика и проблемы Р., М., 1964; Петров С. М., Реализм, М., 1964; Никола­ев П. А., Р. как теоретико-лит. проблема (к истории изучения), в сб.: Сов. литературоведение за 50 лет, М., 1967; Р. и художеств. искания XX в. Сб. ст РЕАЛИЗМ 571., М., 1969; Михайлова А., О художеств. условности,

Μ., 19702; Редекер X., Отражение и дей­ствие. Диалектика Р. в художеств. творчестве, [пер. с нем.], М., 1971; Сучков Б., Историч. судьбы Р. Размышления о творч. методе, М., 19733; Мотылева Т., Достояние совр. Р., М.,1973; Фарбштейн А. А., Теория Р. и проблемы муз. эстетики, Л., 1973; Палиевский П. В., Пути Р., М., 1974; А у э ρ б а х Э., Мимесис, пер. с нем., М., 1976.



Г. А. Недошивин.

РЕАЛЬНОСТЬ (от позднелат. realis — вещественный, действительный), существующее в действительности. В диалектич. материализме термин «Р.» употребляется в двух смыслах: 1) объективная Р., т. е. материя в сово­купности различных её видов (Р. противополагается здесь субъективной Р РЕАЛИЗМ 571., т. е. явлениям сознания); 2) всё существующее, т. е. материальный мир и все его иде­альные продукты. Критерием Р. объектов, процессов, событий, фактов, свойств и т. д. является обществ. практика.

РЕВИЗИОНИЗМ(от позднелат. revisio — пересмотр), антинауч. пересмотр положений марксизма-ленинизма;


documentbaatakv.html
documentbaathvd.html
documentbaatpfl.html
documentbaatwpt.html
documentbaaueab.html
Документ РЕАЛИЗМ 571